МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина«, город Гагарин, группа «Галактика»
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 15950.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Александра Бровкина (УИ №142331, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Тема доклада: «Нетрадиционные техники, используемые в работе с детьми с ЗПР»
25 марта [вт]
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» Педагогический совет №3 Тематический «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ»
Тема доклада: «Нетрадиционные техники, используемые в работе с детьми с ЗПР» Подготовила воспитатель высшей категории Бровкина А.А..
г.Гагарин 25 марта 2020 г. Опыт использования нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразовательных школ для успешного осуществления инклюзии обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями. У детей с ЗПР наблюдается изменение в способах коммуникации. Возникают проблемы в развитии нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети испытывают трудности в отношениях со сверстниками, нарушаются эмоциональные контакты с взрослыми, близкими людьми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При задержке психического развития усложняется социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я«. Дети с ЗПР безынициативны, инфантильны, их эмоции неяркие, они затрудняются выразить свое эмоциональное состояние, не понимают состояний других людей. Сегодня повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе вообще и наиболее ярко выражена у детей с ЗПР. Сильно страдает регулятивная сторона поведения.
Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов. Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов. Светоизотерапия — письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействии света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия — это особый универсальный язык восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия — это слияние двух терапевтических методов — изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. В системе различных направлений арт-терапии светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Шнуровальный планшет относится к спектру технологий арт — терапии. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами коррекции и развития детей с ЗПР единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет — это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое. [5] Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как: 1. Пескотерапия (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке). 2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок). 3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т.д.). 4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол. 5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре). 6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге). 7. Оригами (самобытное японское искусство складывания фигур из бумаги с целью укрепляения у воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз). Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
Использование нетрадиционной техники – ватопись Современные дети активно осваивают виртуальный мир. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы знания и умения об окружающем мире. Именно таким детям надо показать, что познавая мир, таким, как ребенок видит, чувствует, можно изобразить разными способами и приемами. Нужно, только показать, а ребенок сделает свой выбор, создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств. Важно привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Применение нетрадиционных техник – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Ватопись - это создание картин, путём притирания руками тополиного пуха или тонко разделённой ваты на бархатную бумагу. Создавать рисунки при помощи ваты очень увлекательное занятие, оно понравиться всем детям. Маленькие художники смогут выполнять несложные работы, радуя близких оригинальными подарками. В качестве холста при работе с ватой используют бархатную бумагу. Её шероховатая структура позволяет надёжно закрепить кусочки ваты на поверхности, тщательно прижимая пальцами. Чаще всего используют бумагу чёрного цвета, синего — так рисунки выглядят более чёткими и контрастными. Но можно использовать и цветную бархатную бумагу ярких цветов. Покрасив вату в разные цвета, чтобы добавить работе яркости и колорита. Для того чтобы сделать рисунок, выбираем с ребенком подходящую картинку, используя копировальную бумагу переносим контур на бархатную или рисуем белым карандашом. Выполняя работу, очень аккуратно наносим маленькие кусочки ваты на рисунок. Это очень тонкая ювелирная работа делается при помощи тонкого пинцета, избегая попадания лишних ворсинок. Постепенно заполняется вся картина, прорабатывается каждая мелкая деталь. Занятия, как ватопись, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, эмоционально положительного отношение к деятельности, способствуют развитию познавательной деятельности воспитанников, коррекции психических процессов, развитию мелкой моторики. Использование пособия позволяет в единой логике решать широкий круг образовательных задач – от развития речи до обучения рисованию. Планшет сделан из акрилового стекла толщиной более 3 мм, вставленного в деревянную раму. Его размер для коллективной работы детей – 50х70 см, высота 7 см; для индивидуальной работы 40х40 см. Основные характеристики пособия – прозрачность, безопасность, прочность, гигиеничность, полифункциональное использование, долговечность. При использовании планшета для решения разных задач понадобятся некоторые дополнительные материалы. Познавательно-речевое развитие. Задачи: Развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира; расширение кругозора детей; развитие и коррекция всех компонентов устной и литературной речи. Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. Материалы: прозрачное и матовое акриловое стекло, соответствующее размеру планшета; прозрачные и цветные акриловые стёкла 6х6 см; прокаленный кварцевый песок, светодиодный фонарик, цветные фоны. Экспериментирование песком. В планшет насыпается песок, желательно кварцевый. Эксперименты могут проводиться на прозрачном или матовом стекле, с использованием подсветки и цветных фонов. Оформление и выкладывание мозаики. Элементы мозаики (9 штук) выполнены из акрилового прозрачного стекла (6х6 см). Дети раскрашивают их в соответствии с выбранной схемой узора. На горизонтальном поле планшета выкладываются готовые элементы мозаики в определённом месте либо по схеме, либо без неё (получается узор). Дидактические игры. Для игр «Сложи мозаику», «Пифагор», «Танграм» планшет устанавливается в горизонтальном положении. При игре в «Занимательную азбуку», «В весёлую математику» используются горизонтальное и вертикальное положение планшета (элементы игр выполнены из легко прилипающего к влажной поверхности материала). Разнообразить игры можно с помощью подсветки и фонов. Лабиринты. В вертикальном положении планшета лабиринт рисуют на стекле, в горизонтальном выкладывают, используя объёмные детали. Проходить по лабиринту можно одновременно с двух сторон стекла (аналогично эстафете). Художественно-эстетическое развитие Задачи: развитие продуктивной деятельности, детского творчества. Виды детской деятельности: продуктивная (рисование), музыкально-художественная, коммуникативная, игровая, трудовая, двигательная. Материалы: прозрачное и матовое акриловое стекло по размеру планшета; краски, гуашь, фломастеры для рисования по стеклу; трафареты, шаблоны, магниты, зеркальная поверхность, кварцевый песок. Рисование предмета с натуры (через стекло). Планшет в вертикальном положении, изображаемый предмет находится за стеклом. Ребёнок как бы обводит по контуру демонстрируемый предмет. Рисование портрета с натуры (через стекло). Планшет в вертикальном положении, второй ребёнок стоит за стеклом. Рисование автопортрета. С обратной стороны планшета крепится зеркальная поверхность. Ребёнок смотрит в зеркало и рисует свой портрет. Копирование контура с рисунка. Лист бумаги с нанесённым контуром с помощью магнитов прикрепляется к обратной стороне планшета в горизонтальном или вертикальном положении. Ребёнок обводит контур и убирает лист, дополняет рисунок по желанию. Рисование с использованием шаблона, трафарета. Увлажнённый трафарет из плотного цветного полиэтилена прикрепляется на стекло с рабочей или обратной стороны планшета. Плотное прилегание трафарета даёт возможность ребёнку рисовать и при горизонтальном, и при вертикальном положениях планшета. Готовый рисунок можно разнообразить сменой фона и подсветкой. Рисование с использованием обратной стороны планшета (объёмное изображение) даёт возможность ребёнку работать, не делая перерыва для высыхания фона. Одновременное рисование с обеих сторон стекла. Планшет в вертикальном положении, два ребёнка сидят или стоят напротив друг друга, каждый рисует со своей стороны. Этот приём даёт возможность работать в паре и договариваться друг с другом, например, о месте расположения предметов. Рисование по контуру песочным карандашом (пластиковая колба с отверстием в дне). Лист бумаги с нанесённым контуром прикрепляется с обратной стороны планшета с помощью магнитов. Ребёнок направляет песочную струю по контуру, затем убирает лист. По желанию рисунок можно дополнить. Рисование по слою песка различными материалами (палочка, массажный мяч, шишками). Рисование с использованием трафарета. Планшет в горизонтальном положении. Трафарет укладывается на стекло, сверху насыпается песок, трафарет убирается, рисунок остаётся. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.